Из личной переписки во время предварительного прослушивания "Элементарных Частиц":

Андрей Михеев: Заставляешь меня слушать Вадяру…

Денис Луперкаль: Он крутой. И его мало так-то.

А.М.: …но почти каждое его появление раздражает.

Д.Л.: Эверласт тебе не нравится?

А.М.: Эверласт – нравится. А Вадяра – нет. Прикинь? (Причем, подозреваю, в том числе и потому, что мне нравится Эверласт.)

Д.Л.: Ну бывает. Это вкусовщина. Если разбирать по пунктам, все у него круто: и рифмы, и панчи, и подача. Просто на душу не легло, видимо.

А.М.: Я, кстати, кажется, понял, зачем тебе нужен Вадяра: во-первых, он актуальный; во-вторых, чтобы не напрягало, что сплошняком одни твои однообразные куплеты. То есть это просто меньшее из зол, которым можно было бы разбавить твой речитатив.

Д.Л.: Мы первый трек записали весной – еще задолго до всей актуальности. А впервые заценил я его два года назад вообще. Так что с первым ты ошибаешься. А разнообразие – ну да, само собой. Ну и просто мне действительно нравится его рэп, я считаю его крутым и, естественно, был рад поработать.

А.М.: Не оправдывайся, не на интервью.

[…]

А.М.: И еще, извини, пожалуйста, но раз уж у меня и так амплуа критика-мудака, то скажу: меня не покидает ощущение, что для того, чтобы проникнуться Вадярой, нужно сесть вечером и выжрать пол-литра водки, причем желательно под какую-нибудь чисто русскую традиционную закуску.

[…]

А.М.: Ой-ой-ой, какой Нигатив никакой. То есть скучно же. Зато теперь ты можешь говорить, что на совместных треках убрал и Оксимирона, и Нигатива.

[…]

Д.Л.: Ну что в целом скажешь по EP?

А.М.: У меня очень сложные впечатления, я не до сих пор не могу решить про Вадяру. Лично у меня все-таки очень сильный диссонанс. Я тут еще посмотрел его клип, где стало понятно, что это едва ли не самый яркий пример несоответствия голоса и внешности. Казалось бы, ерунда, и меня это не должно интересовать, но теперь я не могу не думать об этом при прослушивании.

Д.Л.: Ну это как с Капой, например.

А.М.: Да-да. Ну а вообще, понятно, что если бы не было Вадяры на EP, было бы то самое однообразие, которое многих напрягало на «Охлократии». (Меня, кажется, тоже.) Но получается парадокс: твои куплеты крутые, а целиком релиз мне, скорее, не понравился. И я пытаюсь понять, то ли это моя личная идиосинкразия, то ли все-таки нет.

Д.Л.: Я, кстати, удивлен количеству негативных откликов на Вадяру. А я был уверен, что он практически всем понравится, потому что он крутой. Вот реально: у человека узнаваемая манера, петь умеет, панчи выдает, рифмы хорошие. Что тут может не нравиться?

А.М.: Х-ха! Значит, не я один такой. Манера узнаваемая, но неприятная. Панчи выдает, но бессмысленные. Ну и так далее.

Д.Л.: Не знаю, я искренне считаю, что он ничуть не хуже меня написал и исполнил. А может, и лучше. Мне просто мои куплеты уже надоели – в сентябре их писал, уже устарели.

[...]

А.М.: Короче, я лучше в 50/50 постараюсь что-нибудь внятное написать про EP, там уж прочитаешь.

***

По большому счету, на этом текст можно было бы закончить. Но раз уж обещал - придется написать что-нибудь еще. (Тяжела и неказиста жизнь простого журналиста.)

Ключевой момент в восприятии этого релиза - все-таки субъективное отношение к творчеству Вадяры Блюза. Если он вам нравится - никаких проблем не будет. Если нет - уже сложнее. Но лично мне все равно кажется, что только в одном треке ("В ладони ладонь") он звучит уместно. Во всех остальных - диссонанс слишком очевиден. Кажется, это банальное отсутствие chemistry.

Намного интереснее следить за прогрессом Луперкаля.

Во-первых, он окончательно ушел от национал-социалистического флера: на "Элементарных частицах" уже вполне приземленная бытовая социалка, что, с одной стороны, не может не радовать; с другой - пугающе приближает его к традиционному русскому рэпу (я сейчас исключительно о тематике; с технической точки зрения традиционный русский рэп отстал на десятки лет).

Во-вторых, обратите внимание на многочисленные эксперименты с формой: это и мои любимые строчки из "200" ("И не предьявишь никому судебный иск; бокс тут не спасет, жизнь похардкорнее, чем X-Box, пока богеме сушит мозг под техно писк кокс, он понимал, что наступил походу пиздос"), и неожиданный бонус-трек в концовке "Андрея", где Луперкаль, страшно сказать, играет на поле грайма. Причем получается не сказать, что стыдно.

Осталось, по-моему, сделать два шага: а) перестать бояться, что сольные треки/релизы будут однообразно-скучными (и заодно сделать так, чтобы сольные треки/релизы действительно не были однообразно-скучными); б) записать хит.

Первое обязательно придет со временем, второе - по необходимости. И вот тогда уже не нужно будет прятаться ни за совместные релизы, ни за анонимность, ни за концептуальные проекты.

Лучший трек: "Жизньзам"

Убрать: Нигатива

Рэппер, которого не хватило: Oxxxymiron